Название спецкурса на русском языке
Развитие математики в России с древности до конца ХХ века.
Перевод названия курса на английский язык
The development of mathematics in Russia from antiquity to the end of the twentieth century.
Целевая аудитория
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
5 курс
6 курс
Магистранты
Аспиранты
Подразделение
[Кабинет истории математики и механики]
Семестр
Полгода (осень)
Тип курса
Спецкурс по выбору студента
Учебный год
2020/21
Аудитория
[Неприменимо]
Аннотация
Приобщение России к европейской науке (в том числе математике) Нового времени произошло в ходе реформ Петра Великого. В созданной по его воле Академии наук особенное место было уделено математике и математическим наукам. Мощный импульс её развитию в стране придал один из первых петербургских академиков Леонард Эйлер. Однако первые крупные достижения собственно российской математической мысли появились лишь в 30-ые годы XIX века: Н.И. Лобачевский, М.В. Остроградский. Заметным явлением в Европе русская математика стала лишь в последней трети XIX столетия (это, прежде всего, П.Л. Чебышев и его ученики). Каким образом, вопреки драматическим для страны событиям гражданской истории ХХ века – революциям, гражданской войне, разразившейся в ходе Первой мировой войны, наконец, Великой Отечественной войне – к середине ХХ века отечественная математика выросла в одну из определяющих сил математики мировой?
Пытаясь ответить на этот вопрос, мы рассмотрим процесс развития математики в стране как научной и образовательной дисциплины с 20-х годов XVIII до 60-х годов ХХ столетия в контексте развития мировой математической мысли. Мы попробуем взглянуть на него как в плане истории идей, так и в аспекте социальной истории, то есть как развитие института, взаимодействовавшего с другими государственными учреждениями и общественными организациями, во взаимосвязи с различными сторонами культурной жизни общества. Особое внимание будет уделено процессу зарождения и становления Советской математической школы – одной из ведущих мировых математических школ второй половины ХХ века. В частности, будет рассмотрен вопрос о философском контексте развития российской математической мысли (идеи Н.В. Бугаева, П.А. Флоренского, Н.Н. Лузина и др.), идеологической атмосфере в советском математическом сообществе – борьба с егоровщиной, «дело академика Н.Н. Лузина», борьба с инакомыслием в 60-е годы и др.).
https://math.msu.ru/node/1249
Пытаясь ответить на этот вопрос, мы рассмотрим процесс развития математики в стране как научной и образовательной дисциплины с 20-х годов XVIII до 60-х годов ХХ столетия в контексте развития мировой математической мысли. Мы попробуем взглянуть на него как в плане истории идей, так и в аспекте социальной истории, то есть как развитие института, взаимодействовавшего с другими государственными учреждениями и общественными организациями, во взаимосвязи с различными сторонами культурной жизни общества. Особое внимание будет уделено процессу зарождения и становления Советской математической школы – одной из ведущих мировых математических школ второй половины ХХ века. В частности, будет рассмотрен вопрос о философском контексте развития российской математической мысли (идеи Н.В. Бугаева, П.А. Флоренского, Н.Н. Лузина и др.), идеологической атмосфере в советском математическом сообществе – борьба с егоровщиной, «дело академика Н.Н. Лузина», борьба с инакомыслием в 60-е годы и др.).
https://math.msu.ru/node/1249
Дополнительная информация
По средам в 17.00. Первая лекция состоится 21 октября https://meet.google.com/okd-tqzw-xrb